|
 |
Статьи, Сорта и технологии муранского стекла |  |
|
|
|
Знаменитое cristallo, прозрачное муранское стекло, славится поразительной чистотой, легкостью. Игрой света оно подобно хрусталю. Оно было изобретено в XV веке в Венеции. По качеству и художественным характеристикам прозрачное стекло Мурано не уступает хрусталю, и при этом не содержит вредных примесей свинца. Бесцветное стекло такой прозрачности получали путем обесцвечивания соединениями марганца. При изготовлении муранского стекла используются разные технологии и материалы в зависимости от того, какого результата стремится достичь мастер-стеклодув.
Цвета и материалы
Муранское стекло приобретает разные оттенки в зависимости от наличия минеральных примесей. Например, содержащийся в некоторых видах песка оксид железа (даже в ничтожных количествах) придает стеклу неприятный желтовато-коричневый тон. От таких нежелательных красителей стеклоделы старались избавиться, отбирая и тщательно очищая сырье. И конечно же, издревле стекло окрашивали целенаправленно. Чтобы получить цветное стекло, мастера с острова Мурано используют окиси различных цветных металлов. Кобальт дает синий цвет, золото - рубиново-красный, окись железа - зелёный, окись меди - зелёный или красный цвет, серебро - желтый, марганец - пурпурный. Химические компоненты, применяемые в качестве красителей при изготовлении стекла, чрезвычайно чувствительны, поэтому их следует смешивать очень осторожно.
Часто для изготовления бусин в стекло вплавляют золотую или серебряную фольгу.
Виды и сорта муранского стекла
Техника Муррина получается так: цветные кусочки расплавленного стекла накладывают слоями друг на друга, а затем растягивают в длинные прутики. После остывания, прутики нарезают в поперечном сечении. Один из видов Муррины – известнейший вид муранского стекла – Миллефиори (Millefiori). Он получается, когда каждый окрашенный слой расплавленного стекла заливается в форму в сечении похожем на звездочку или цветок, затем охлаждается и после этого заливается следующий слой окрашенного стекла другого цвета. Когда полученный таким образом разноцветный прутик нарезается поперек, получается много звездочек или цветочков. Затем множество цветочков вплавляют в слой прозрачного белого стекла, такое стекло напоминает ковер, сотканный из тысячи цветов. Поэтому техника называется Millefiori (mille – тысяча, fiori - цветы).
Филигрань - тончайшие стеклянные нити внутри прозрачного бесцветного или окрашенного стекла. Скрученные между собой нити создают эффект разнообразных плетений от спирали и правильной сеточки до изысканного узора, который можно сравнить с рисунком изящных кружев.
Молочное стекло lattimo (latticinio). От итальянского "латте" - молоко. Белое непрозрачное стекло, впервые изготовленное на острове Мурано в пятнадцатом веке, для имитации китайского фарфора. Молочный цвет стела получается благодаря добавленю в стекло окиси олова.
Авантуриновое стекло - мерцающее множеством мельчайших блестящих точек желтовато-коричневое или кобальтовое стекло. Получается благодаря добавлению в стеклянную массу порошка металлический меди, которая кристаллизуется при остывании. Этот сорт стекла напоминает природный камень авантюрин.
Кракелаж. Особая горячая техника, когда раскаленное изделие погружают в воду. В результате на поверхности изделия появляются трещинки. Затем изделие покрывается слоем бесцветного прозрачного стекла.Таким образом, трещинки становятся декоративным эффектом и не представляют угрозы для целостности изделия.
Погруженное стекло соммерсо. Sommerso в итальянском языке означает "подводный" или "погружение". Цветное изделие несколько раз погружают в расплавленную стеклянную массу другого цвета. В результате получается слоеное стекло, где слоев может быть два и более. При изменении освещения разные цветные слои как бы проявляются один из-под другого.
Incalmo, роспись эмалью, гравировка по стеклу, золотая гравировка, ребристое стекло и погруженное – лишь небольшой перечень других техник мастеров муранского стекла.
Инструменты
Ремесленники острова Мурано используют специальные инструменты для изготовления своего стекла. Некоторые из этих инструментов: borselle – щипцы или плоскогубцы для придания формы раскаленному стеклу вручную, canna da soffio – трубка для выдувания, pontello – железный прут, которым мастер придает финальные штрихи стеклу после выдувания, scagno – рабочая скамья мастера, tagianti – большие ножницы для резки стекла.
| | |
|
|
|
| | |
|
 | 6170 руб. | |
| |
|